Проводы молодых на брачное ложе

 После проводов всех гостей молодых отводили летом в амбар, а зимой топили баню и стелили там постель. Во второй половине XX века, с расширением типов построек и появлением летних домиков, стали молодых укладывать там. Укладывание молодых не в доме связано с их переходным состоянием. Так, амбары, клети не имели каких-либо культурных символов, как например, очаг, и не отапливались, но находились в пределах освоенной территории, то есть между «культурой» и «природой». Об этом же говорит их «наполнение» – пищевые запасы, и в определенные моменты – молодожены. Что касается ночлега в бане, это связано с понятием бани как нечистое место, а молодожены, находясь еще в переходном положении, обладают сходным качеством.

Молодую пару сопровождали на брачное ложе саус и ончылно шогышо. Иногда саус шел подметая дорогу веником – отгоняя нечистые силы. Часто рядом, или даже в брачную постель под подушку клали предметы женского или мужского обихода, в зависимости от того, кого хотели видеть в лице первенца – мальчика или девочку. Обычно это были вязальные спицы, крючки, пяльцы, нож, кочедык, топор, молоток, но первоначально металлические предметы, как топор и нож, клали с целью оберега от порчи. Такой способ магии используются в обычной жизни, и по сей день. Саус три раза ударяет кнутом для благословения, ранее же ударяли саму невесту, пока она не успела лечь спать. Кнуту приписывались очистительные и продуцирующие свойства, поэтому, ударяя молодую кнутом, он, таким образом, ритуально очищал ее и повышал ее плодовитость. Молодых оставляли спать со словами: Коктын возын, кумытын кынелза ‒ ложась вдвоем, вставайте втроем. Сопровождение действия словами был направлен на усиление действия, ведь «слово в ранних архаических культурах было предметно, оно обладало магической сущностью». До середины XX века, когда сама свадьба могла опускаться, и случалось, что невесту забирали после сöрасымаш (сватовства), тогда молодых закрывали в клети – клатыш петыраш, что бы они познакомились поближе и называли это помышыш пышташ (букв. положить за пазуху), подобным образом происходило привыкание и при браке умыканием.

_______________________________________________________________________

<--Свадьба в доме жениха
-Свадьба-
Испытания молодой жены -->

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.