Посаженные родители - Пуртымо ава-ача

 

После того, как жених отдал калым (или большую часть), выкупив невесту у ее соплеменников, они направляются в дом посаженых родителей – пуртымо ава-ача (букв. введенные, вводные мама и папа; у других групп марийцев ‒ киямат ача-ава). Необходимо отметить, что вся эта процедура переезда с места на место сопровождается обменом кöстенеч мешак: жених приходит в дом невесты с сумкой гостинцев, мать жениха отправляет гостинцы посаженым родителям, посаженые отправляют свои гостинцы родителям жениха. Посредством передачи гостинцев происходит объединение в родственные связи, исполнение «обряда социального включения» в новые социальные статусы всего коллектива.

Появление в свадебном обряде посаженных родителей связано с тем, что жених не мог сразу привести в свой дом представителя «чужого» рода, поэтому невесте давалось время, чтобы она стала «своей» и очистилась от всего иного и привыкла к новому, а также созрела окончательно к новой жизни. Созревание происходит постепенно, за то время пока невеста находиться в этой семье – шинча (сидит). За это время она должна научиться называть «мама» и «папа» других людей. Посаженые родители назначаются родителями невесты. Пуртымо ава-ача – это семейная пара, которая приходится жениху дальними родственниками, друзьями или односельчанами, таким образом, очевидна связь с родителями жениха. Посаженые родители должны выполнять роль духовных родителей, должны следить за религиозной и нравственной сторонами жизни молодожен. Также, за время проживания у посаженых, невеста должна привыкнуть к новым условиям, порядкам, царившим в новом роде, клане. Пуртымо ава – посаженая мама – учила готовить квас, печь блины, обучала ведению хозяйства и знакомила с будущими родственниками. Именно в это время она изготавливала вещи для дарения родственникам жениха – чиктыме нäстä. И потом, когда невеста будет одаривать родственников жениха, посаженая мама должна ей в этом помогать.

В христианской традиции посаженных родителей называют крестными.

В доме посаженых родителей невеста жила от недели до месяца, пока полностью не подготовится к свадьбе и не научится вести хозяйство. В это время «жених приезжает по четвергам на ночь к невесте помышеш пураш – букв. в подмышку входить». Когда брак совершался по сватовству, и молодые друг друга раньше не знали, то этот период был полезен для более близкого знакомства и взаимного привыкания Время проживания невесты в доме посаженых, есть промежуточный период от свадьбы у невесты до свадьбы у жениха. Сексуальная близость на этом этапе не была запрещена, но ограничена ‒ только по четвергам. Отсутствие запрета объяснимо тем, что невеста находилась уже на территории будущего мужа, у его родственников, значит, заключительный этап свадебного обрядового комплекса случится обязательно, к тому же это психологически облегчало невесте вхождение в новый род.

На сегодняшний день, при свадьбе традиционного характера, невеста проживает в доме посаженых родителей дня 3, с четверга до субботы, такое сокращение связываем с тем, что невеста уже не изготавливает сама вещи для одаривания – чиктыме нäстä, они покупные или сделаны на заказа заранее. Но остался основной смысл ‒ невеста привыкает к новому, поэтому в эти 3 дня невеста помогает по хозяйству, с посаженой мамой (пуртымо ава) ходит в гости, при этом она «постоянно переодевается, чтобы показать свой достаток. При входе в дом невеста кладет деньги на порог, а за столом в тарелку с хлебом или маслом – серебряные монеты. В каждом доме невеста должна выпить по два стакана чая: за себя и за своего будущего мужа» Конечно, смена платья имеет не только престижное значение, она была призвана предотвратить порчу, которая могла быть напущена на невесту, но яркое платье отвращало это. Некоторые исследователи, наоборот, видят в переодевании невесты, присутствующем у многих народов, защиту окружающих, так как невеста, находясь в переходном состоянии, могла навредить им. Использованием монет невеста выкупает покровительство родовых духов, посредством совместного приема пищи включается в группу.

_______________________________________________________________________

<--Свадьба в доме невесты
-Свадьба-
Участники свадьбы-->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.