Шорыкйол пайрем - Святки

Праздник Святок - Шорыкйол является важнейшим праздником годового календарного цикла языческих праздников. Он завершает старый и начинает новый год.

В деревнях Мещерево, Янгаулово, Чупаево начинается в пятницу и завершается через неделю в пятницу. В деревнях Уялово, Урсаево, Еланчикбаш, Чикеево начинают отмечать в четверг. Эта неделя должна включать в себя 14 января – Новый год по старому стилю.

В прошлом, народ связывал с ним будущее благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни.  Название Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В содержании праздника отразились серьезные трудовые, хозяйственные интересы с выполнением магических действий, а также веселое времяпрепровождение с играми, плясками, песнями.

Основное событие праздника подворное хождение ряженных: Васлий кува, кылта, аргамак, солдат. Обход производят с целью проверки хозяйственной деятельности. Домохозяева должны показать свои поделки, вязания, вышивания, на потолок навешивают самодельные изделия – лапти, вязаные носки, платки, паласы и пр.; изображают работу. Ряженные поздравляют домохозяев с приходом Нового года и желают благополучной семейной и хозяйственной жизни. Ряженные хвалят за хорошую работу, говорят про недостатки, нерадивых хозяев ругают, заставляют хозяев петь и плясать. Детей угощают подарками, спрашивают про учебу, дают завет, играют в забавные игры, поют и пляшут. С детьми больше общается аргамак, с незамужними девушками - солдат, кылта отвечает за увеселительные мероприятия, а Васлий кува – руководит процессом.

Ряженные, как предвестники будущего предвещают прибавление семейства, хорошую погоду, большой урожай, увеличение поголовья скота.

Напоследок, хозяева угощают ряженных ритуальным супом из конопляных семян (кыне шӱр), дают гостинцы (для соседских детей): орешки, фрукты и сладости.

По некоторым верованиям, ряженные появляются из речки, поэтому жители деревень в этот день топили баню, чтоб «отогреть» ряженных.

Помимо обрядовых мероприятий в дни Шорыкйол пайрем жители деревень ходят в гости друг к другу, поздравляют с наступившим Новым годом.

 

Персонажи Шорыкйол пайрем

Кылта (сноп) – Заранее, в августе, засушивают ржаную солому. В Праздник Шорыкйол солому опоясывают на талию и плечи, голову. Лицо закрывают паранджой.

Васлий кува – Крупный мужчина переодевается в вывернутое на изнанку тулуп из овечьей шкуры (мехом наружу), шапку ушанку, мочалу опоясывают на талию. На голову надевается платок, лицо накрывают паранджой, платком, в руке кнут.

Аргамак (рысак) – Из пучков соломы делается голова лошади, которая насаживается на палку. На голову лошади надевают уздечки, на шею вешается колокольчик, из деревянных палок сооружается тело лошади, из соломы – хвост. Туловище лошади накрывается черным материалом (турмаш). Сам человек сидит верхом на лошади, лицо закрыто паранджой. Иногда под Аргамак наряжаются 2 человека.

Солдат – девушка наряжается в обычную солдатскую форму, лицо закрывается.

 

Не менее важный элемент праздника - девичьи гадания на кольцах о судьбе, суженном и др. с исполнением песен, частушек. Гадание проводили в определенный день недели в пустом доме. На гаданиях активное участие принимали как девушки, так и парни.

Процедура гадания таинственна и загадочна. Так, воду для гадания обязательно приносили с проруби, причем за ней отправлялись девушки и парни, выбранные из числа тех, кто был первенцем и последним ребенком в полной благополучной семье. За водой и обратно шли молча. Подойдя к проруби, парень топором очерчивал ее кругом. Зачерпнув воду ведром, в нее клали медную монету и перстень, который назывался царским. Ведро покрывали белым полотенцем и в таком виде несли в дом, где их ожидали.

Все присутствующие опускали в воду свои кольца, загадав какое-нибудь желание. Зачин гаданий - ведущая мешала кольца, приговаривала пожелания - чтоб был большой урожай, здоровья родителям, удачи в жизни и пр., ребята вокруг девушек поют песни. Затем ведущая надевает одно из колец в воде на свой мизинец. Чьим было кольцо, той предназначались произносимые в это время слова. Затем снова  опускались в воду все кольца. На этот раз пели любовные частушки. Загадывали о суженом, перемене судьбы. А под конец гаданий исполнялись песни и более пошлого характера.

Гадания продолжались за полночь. Когда все кольца в последний раз были вынуты из воды, ее выливали. При этом смотрели, как упадут лежавшие в воде монета и царский перстень. Если орлом вверх, то все гадания сбудутся. Нередко гадания завершались целованием, парным пением частушек.

 

 

 

_______________________________________________________________________

<--Язычество -Святки- Масленица-->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.