Смотрины – удыр ончымаш

Свадьба – это дело не только семей жениха и невесты, это «социальный союз, который затрагивает интересы многих групп». В браке по сватовству родственники помогали в поиске невесты вне своей деревни, человека, по чьей рекомендации начиналось сватовство, у восточных марийцев называли темлыш (досл. предлагающий, сват), у марийцев других групп сватов называли ончыч коштшо (досл. вперед ходящий). Ранее эту функцию выполняли представители мужского пола, и только родственники по мужской линии. Это связано с тем, что изначально в марийской традиции женщины не участвовали в обрядовой жизни. Функцию свах стали выполнять женщины позднее, под влиянием русских. Темлыше предлагал ту девушку, семью которой он знал, или заметил ее за исполнением работ (на поле, в хозяйстве), что указывает на приоритетные качества при выборе девушки – трудолюбие и репутация семьи. Невесту брали, в первую очередь, как рабочую единицу в хозяйстве и для вынашивания здорового потомства, поэтому в ней сватов интересовало, прежде всего, здоровье, трудолюбие, сноровка, отношение к хозяйству. Делался акцент на то, что мужу будешь пригодна не красотой, а своими умениями и стараниями. Поэтому, внешняя привлекательность невесты ‒ далеко не определяющий фактор в выборе, так, говорили, что чиялтыме муно пужлышо лийын кертеш – и крашеное яйцо может оказаться тухлым. Критерии красоты восточномарийской красавицы - с гордой осанкой, с черной косой, с круглым лицом, с черными глазами, с белой кожей, с твердым шагом, с громким, приятным голосом – йыргешке шÿргö – пылышан, шем яндар. Благосостояние семьи девушки, социальный статус, характер самой девушки и репутация ее родителей также оказывал влияние на выбор: Аважым ончен, ÿдыржым нал, ачажым ончен эргыжлан мие – Глядя на мать, женись на дочери, глядя на отца, выходи за сына. Главы зажиточных семей особо тщательно подходили к вопросу выбора невесты, обуславливалось это экономическими интересами, чтобы невеста с приданым была в пользу, а не обузой.

Полученную информацию от темлыше обсуждали на семейном совете родственники жениха, если невеста подходила по всем критериям, то начинали готовиться к ÿдыр ончымаш (букв. смотрины девушки), основная цель которых получить согласие родителей невесты и самим убедиться в описываемых сватами качествах невесты. В смотринах со стороны жениха главную роль играл отец, именно он с сыном отправлялся на эту процедуру. Напрямую они не могли пойти к родителям невесты, должен быть посредник, в этом качестве выступают сваты – темлыше-влак. Разговор в доме невесты велся в иносказательной форме: «У вас есть яблоня, яблоки созрели, продавать надо. ‒ Еще рано, не поспели. ‒ Созреют, падать будут, тогда поздно». Также встречались обращения такого рода: «телочка», «стог сена», «товар». Данные эпитеты подчеркивают безвольное положение невесты, где перед вступлением в новый статус она подвергалась унижению и ограничению активности. С магической точки зрения, иносказательность отвлекает враждебные силы.

Во время смотрин девушка могла появиться перед гостями и, показывая свои лучшие качества, ухаживать за ними: накрывать на стол, угощать сватов, а могла и не появляться и сидеть в другой комнате. После смотрин теперь уже семья невесты устраивала семейный совет, где решали, выдавать ли дочь в эту семью или нет. Бывали случаи, что родители невесты определялись сразу же и в случае отрицательного решения выгоняли сватов. Чтобы избежать такого хода событий сваты расхваливали жениха и его семью, а отец жениха и сам жених старались предстать в максимально лучшем виде: хорошая одежда, щедрые гостинцы, выпивку. Однако родители невесты с первой попытки сватов никогда не отдавали дочь, это было даже неприлично, поэтому расставались на таком решении, что ответ дадут знать сватам в ближайшее время.

Смотрины длились несколько дней, в течение которых семьи точно определялись с ответом.

Для предварительного решения всех экономических и хозяйственных вопросов, Свата отправляют на переговоры – туларым колташ (свата отправить). Ответ не дается сразу, есть время все обсудить и обдумать.

_______________________________________________________________________

<--Дийын
-Свадьба-
Сватовство-->

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.