Свадебный поезд

В субботу, в день самой свадьбы, с утра, топится баня в доме жениха и в доме посаженых родителей, и считается, кто раньше помоется в бане, жених или невеста, тот и будет главой семьи. Традиционно, баня перед свадьбой у многих народов считается ритуалом очищения. Баня обязательный этап в переходных моментах жизни марийца, находящегося в переходном положении: ребенок появляется на свет в бане и первые три дня его моют там же, и перед уходом в мир иной покойника обязательно моют в бане. Также в баню обязательно ходят перед молением. Свадьба же есть переход из одного социального статуса в другой, из одной семьи в другую, поэтому баня здесь обязательна. Традиционно после бани надевают чистое и белое, тем самым подчеркивая обновленность, очищенность.

Коллективность на марийской свадьбе это неизменный атрибут, причем приглашаемые на свадьбу ‒ пурам йÿаш (пить квас) не просто гости, а полноценные участники ритуала. Во-первых, они помогают материально, на свадьбу они приносят гостинцы и выпивку, помимо этого еще дарят молодым подарки. То же самое делают и посаженые родители с невестой. Во-вторых, посредством коллектива производится признание новых статусов героев. Приходящих участников встречает ончылно шогышо со стороны жениха, которая угощает всех квасом. Когда все гости собрались и расселись вокруг стола, сÿанвуй ‒ свадебный голова берет на себя функции руководителя и призывает участников свадьбы, в особенности, сÿан вате и сÿан марий-влак, провести праздник весело, дружно и ответственно подойти к выполнению своих функций. Мать жениха вкладывает в руки Суанвуй каравай хлеба на полотенце с воткнутой посередине монетой, а самому руководителю оҥгыр замотанный в большой платок с кистями. В этот момент колокольчики еще не издают звуков. Зачинатели свадьбы начинают танцевать, протанцевав 3 круга, женщина передает каравай ончылно шогышо девушке, а сÿанвуй этим колокольчиком ударяет по спине сауса с наставлениями для проведения хорошего праздника. Оҥгыр передается дружке (саус), а платок передается карт вате (старшая женщина). Таким образом, руководители, положили начало свадьбе, передав частички своей власти: хлеб, платок и оҥгыр. Значение оҥгыр сходно со значением скипетра как символа власти, полномочий и мужского начала. Теперь свадьбой руководит карт вате и ее муж – карт кугыза. Мать жениха передает им право потчевать всех гостей и вручает им выпивку и мешок с гостинцами для посаженых родителей невесты (спиртное, три круглых хлеба, и сливочное масло). Свадьба в доме жениха продолжается угощениями, а женщины-запевалы поют песни-обращения, песни-наказы к каждому из присутствующих при этом, предлагая выпить тому, к кому обращена песня. Употребление алкоголя, как и в обряде домашнего обручения, есть момент закрепления пожеланий, а также «подкреплением» перед тем как пойти за невестой. Перед самым выходом дают движение свадьбе путем обхода вокруг стола три раза, также как в доме невесты.

Во дворе производится формирование свадебного поезда, во главе которого находятся жених с кугу веҥе и саус, за ними сÿан вате и сÿан марий-влак с музыкантами, далее уже остальные участники свадьбы. Свадебный поезд с музыкой и песнями едет за невестой в дом посаженных родителей.

Во время движения свадебной процессии соблюдаются приметы. Так, движение должно быть по солнечному кругу. Встреча двух свадеб на дороге или же лай деревенских собак при выезде из деревни свадебного поезда сулит недоброе: какая-либо пара из них разведется, либо брак закончится несчастным случаем. Подобные представления встречаются и в отношении татарских свадеб. Данные приметы связаны с широким распространением веры в существование духов дорог; в то, что души грешников, души заложных покойников блуждают около дорог. Предзнаменованием плохого считались нечаянные встречи с различными людьми или животными на дороге. Во время свадьбы особенно старались избегать всего случайного и непредусмотренного, поэтому многие магические действия были направлены на защиту молодых от порчи. Этой же верой в плохой конец, в результате нечаянной встречи на дороге, служит представление, что если дорогу перебежит кошка – к несчастью. На дороге произойдет что-нибудь: сломается телега, падет лошадь, в пути будет драка. Также нельзя одновременно играть свадьбу двух родных братьев или сестер, считается, что не сложится супружеская жизнь.

_______________________________________________________________________

<--Свадебные костюмы
-Свадьба-
Девичник-->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.