Загробный мир марийцев
Человеческая жизнь, с самого явления на свет находится в руках Пурш Юмо, по воле Пурш Юмо жизнь прекращает Азырен – смерть, или ангел смерти, мужчина средних лет с ужасной физиономией и большим ножом в руке (В Библии ангелом смерти является Азраил). Азырен внушает ужас, но так как его власть над человеком проявляется только раз, ему нет ни малейшего почитания.

Душа, взятая Азыреном, идет в загробный мир.
Загробный мир стерегут собаки – тамук пи. При вступлении в иной мир душе предстоит защитится от адских собак липовой палкой.
Власть над загробным миром принадлежит тамук вуй – глава ада, у которого имеются помощники: Киямат тӧра – судья Киямата и Киямат савуш – товарищ Киямата. Киямат с арабского значит «воскрешение мертвых».
Загробный мир (тамук) находится где-то под землей, разделен на две половины: в одной светит солнце, поддерживая своим светом и теплом жизнь, похожую на настоящую; во второй половине – бездонный мрак, поселяющий в душе, обреченной влачить загробное существование, уныние и завистливую злобу против живых. Этот вечный мрак может осветить пламя восковой свечи, ставимой родственниками умершего в дни поминований. Первая половина называется волгыдо вер – светлое место, вторая – пичкемыш вер – темное место.
Далее душа дает денежный подарок Владыке, Киямат-тора и Киямат савуш. Владыка загробного мира не прочь взять с прибывшей к нему души взятку при первом же устном допросе, хотя это не избавляет душу умершего от испытания. На устных испытаниях покойник может еще многое утаить в своих интересах.
Выдержав устное испытание (допрос), душа проходит последнее мытарство – по тоненькой жердочке над пропастью (у татар по острию меча), на дне которой помещен котел, наполненный кипящей серой и смолой. Чья совесть чиста, тот пройдет смело, а злодей и вредный человек, потрясенный запахом серы, обязательно сорвется в пропасть и будет гореть в котле до тех пор, пока мучения не уравновесит своих проступков, а затем размещается в темном месте. Это последнее испытание безошибочно определит греховность души. Испытание проводят Киямат Тора и Владыка.

В народе полагают, что душа умершего подвергается суровым испытаниям: ходит по горам,кишащим змеями и злыми собаками, знакомится с новыми местами и т.п.. Только через 40 дней происходит определение местопребывания души.
В светлом месте души продолжают земную жизнь: у них имеется свой скот, убыль в котором пополняется приношениями родных, есть своя оседлость. Но душа должна оставаться навеки, поэтому она испытывает приступы сильной тоски по всему земному. Тоскующие души получают от Киямата короткий отпуск, от рассвета и до заката. Во время отпуска души свободно расхаживают по земле, навещая родных, а иногда дают понять родным, что пора им его угостить. Души безродных тоже пользуются отпуском, но им уже некого посещать на земле, и они бесцельно странствуют по белу свету, ища поминовального угощения.
Во время празника Семык все души пользуются особой льготой прогуливаться по земле. Особенную свободу получают вредные при жизни люди – колдуны и разные плуты, которые всячески обижают живых: воруют скот и пр.
Грех по марийским верованиям – поступки, прямо вредящие ближнему, противоположные этим поступкам, направленные к общей пользе будут добродетелями. Всякое действие, отражающее только на самом действующем лице, ни малейшего греха не составляет, разве только унижает человека, роняя его в глазах других (пьянство, леность и пр.) Раз содеянный грех не замолим, он неизбежно повлечет за собой кару в загробном мире. Поэтому марийцы никогда не просят Бога о прощении грехов, а только о материальном благосостоянии, о помощи, об избавлении от врага и дикого зверя и разных физических бедствий.
Богу молиться можно всякому, лишь бы помогал, потому что в конце концов Бог все-таки один, хотя у него много названий и много помощников. Бога злого – Керемета – не составляет греха и поругать можно, потому что он взял над человеком страшную силу насильно. Если бы только представилась возможность, марийцы готовы убить его: так они его уважают за злые действия против человека.

_______________________________________________________________________

<--Обряд вызывания дождя
-Загробный мир-
Похороны-->

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.