Жертвоприношение
Отрывок из книги А. А. Асылбаева "История деревни Чупаево"

"Приношение барана к божьему дубу.

Марийские нации такое мероприятие проводили веками. До Советской власти люди приносили в жертву не только барана, но и даже телку и жеребенка. При Советской власти все стали атеистами, религию не признавали, но несмотря на это, жители деревни продолжали давать богу жертвоприношение. Для этого каждая семья три года подряд приносила в жертву новорожденного ягненка чисто белого цвета, обязательно без других пятен. Намечается день приношения: в июле месяце с началом новолуния в молитвенные дни в пятницу или воскресенье. А за неделю раньше применение алкогольных напитков и курение прекращается. Дома проводилась генеральная уборка. За день до этого, мулла и его помощники прекращают прием пищи. Рано утром мылись в бане. Приготовив все необходимое для обряда - посуду, инветарь, продукты, дрова и барана шли к месту проведения молитвы. У нас место намечается на "Иушто памаш" дубняке. Мне самому пришлось участвовать в этом мероприятии, то есть быть помощником муллы два раза - в 1962 и 1963 годах. В то время муллой являлся Токмурзин Ташмурза. По прибытии в намеченное место выводили барана к стороне восхода солнца, поливали его голову и спину холодной, родниковой водой, если баран стряхнет воду, то Бог принимает его, а если нет, то барана уводят обратно. Такие случаи бывали. У нас Бог принял. Возле дуба зарезали барана, и мулла молился на выпущенную кровь. На дуб вешали рогатку для туши. Эта рогатка висела всегда, как признак того, что дуб уже занят. Туша барана делится на две равные части. Левую часть варили, а правую увозили домой. В костре сжигали шкуру, ноги и внутренние органы патроха. На это мулла снова молились. Сварив мясо, отделяли кости и сжигали их в костре с молитвенными речами. На мясном бульоне варили кашу, кипятили чай. Со всего сваренного снимали пробу с молитвами и увозили домой, тушили костер с молитвами. После приезда домой, привезенную вторую часть туши барана варили и приглашали родных и соседей. Жители нашей деревни делали приношение до 1970 года.

С 2008 года в Республике Башкортостан образована Марийская национально-культурная автономия. Председателем избран Бикмурзин Павел Исадыкович. Под его руководством в Бирском районе организован молитвенный праздник с приношением в жертву барана, куда приезжают из ближайших районов Башкирии: Мишкинского, Калтасинского, Краснокамского и Янаульского районов, а также из Москвы, Калининграда, Нефтекамска, Уфы, Свердловска и других городов. По решению автономии повсеместно проводятся национальные праздники среди марийцев Башкирии. С этой целью издана молитвенная книга, автором которой, является Шамрат Шамыкаев из Калтасов."

______________________________________________________________________
<--Агавайрем -Жертвоприношение- Семык (Троица)-->

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.