Похороны
Важное значение в жизни и быту марийцев имеет похоронно-поминальные обряды, в которых проявляется древний культ предков. В них выражается почтительное и уважительное отношение к умершему и ранее погребенным предкам. Эти обряды, состоящие из различных ритуальных действий, направлены на то, чтобы облегчить умершему переход в потусторонний мир, обеспечить там его благополучное существование. По поверьям, соблюдение обрядов по проводам умершего в иной мир успокаивает его душу, и она помогает живым членам семьи в их хозяйственных и семейных делах и заботах. В случае же непочтительного отношения к умершему, несоблюдения положенных обрядовых действий, его душа может обидеться и навредить оставшимся родственникам.

Смерть, по представлениям народа, ассоциируется с приходом духа смерти (азырен). Взрослым людям он "перерезает горло ножом", поэтому сразу после смерти рядом с умершим ставят посуду с водой, чтоб азырен смог сполоснуть окровавленный нож.

Все наказы по поводу погребения усопший делает еще при жизни; если же человек умирает внезапно, то родственники и близкие стараются сделать все так, чтобы душа покойного не была в обиде.

В доме накрывают все зеркала и другие светоотражающие предметы. В отражающих поверхностях может показаться потусторонний мир и лица, пришедшие за душой умершего.

В доме накрывают поминальный стол, зажигают свечи.

Тело умершего обмывают близкие ему люди или те, кому он заранее об этом завещал. Женщину обмывают женщины, мужчину — мужчины. Для этого под тело подкладывают пленку. С тряпочкой смоченной в мыльной воде аккуратно протирают все тело. Затем надевают чистую одежду по сезону, включая обувь и головной убор.

Смертную одежду пожилые люди готовят заранее. Раньше в качестве погребальной одежды использовали свадебный костюм. Обязательными принадлежностями похоронного костюма является головной убор, рубаха зеленого цвета (зачем?), кафтан, пояс, штаны, обувь. Умершей девушке в гроб кладут женский головной убор, типичный для той или иной этнической группы. Это делается для того, чтобы она на том свете "вышла замуж".

Тело умершего помещают в гроб, дно которого покрывают холстом, на изголовье подкладывают маленькую подушку из пуха или пера. В левый карман умершего кладут монеты, чтобы на том свете "было чем рассчитаться". Тело покойного накрывают холстом. Поверх холста вдоль тела покойного (в длину тела) протягивают шерстяные или шелковые нитки красного, черного и зеленого цветов. Считается, что при помощи этих нитей умерший, как на качелях, спускается в загробный мир. Еще 2, 4, или 6 ниток – поперек тела - ПОРЕН, при помощи ниток покойный переходит по тоненькой жердочке над пропастью (проплывает на лодке без весел через горящую реку). Под руки покойного подкладывают палочки из шиповника, чтоб отгонял чертей. Гроб, по народным представлениям, является домом для умершего, поэтому в одной из его стенок, справа на уровне плеча прорубают окошечко размером со спичечную коробку. Под гроб кладут сосновые ветки или таз со снегом, чтоб перебивал запах покойного.

На стену развешивают одежду покойного, которая может пригодиться ему в загробном мире.

Характерная черта погребального обряда - коллективность — в нем участвуют практически все родственники и многие односельчане усопшего. На похороны родственников не приглашают, а только извещают. Дом умершего навещают соседи, близкие, друзья, родственники. Они приносят, еду, водку, деньги, цветы. Деньги и цветы кладут на гроб поверх умершего. Пришедшие отливают немного водки в посуду покойного на поминальном столе, отламывют блины и просят, чтоб дошло до покойного. Все стремятся оказать посильную помощь: копать могилу, делать гроб, одевать покойника и т.п.

Обычно со дня смерти умершего до дня его похорон проходит 1-2 дня. Чтобы душу покойного преждевременно не забрали на тот свет, днем и ночью обязательно стерегут тело покойного. В комнате с телом покойного бодрствуют соседи, родственники.

В день похорон ближе к обеду перед выносом тела хозяйка готовит:

засушенную траву матрешку (душица), 3 свечи и щепу для крепления свеч (на кладбище), 3 скатерти размером 50*50см, с одним взбитым яйцом замешивает пресное тесто и печет 9 блинов. Блины пекут на печке, затем на печку кладут 3 банных камня. Три блина заворачивают в скатерть и кладут в левый карман умершему, чтоб было чем подкрепиться по пути на тот свет. Три блина и скатерть забирают на кладбище, остальное остается дома.

Гроб выносят ногами вперед, прощаясь с покойным, близкие дотрагиваются до его одежды и просят умершего, чтобы счастье свое он не увозил с собой, а оставил им. После выноса тела на место гроба с печки выносят 3 горячих камня. Об камни обжигают сухие веточки травы матрешки (душицы) и приговаривают: "детей не пугай, скотину не забирай, дом охраняй", "Пиалетым кодо, портын ямжым ит пытаре". Дым душицы освежает дом. Затем  дома наводят порядок, моют полы, стены, протирают потолок, убирают посуду. Тряпки, воду, которыми пользовались при обмывании, выбрасывают по пути на кладбище в определенный овраг (колышо шӱк корем).

Гроб обычно несут до конца деревни. По пути следования разбрасывают еловые ветки (из под гроба), цветы, три раза останавливаются и приоткрывают лицо: в это время умерший прощается со своей деревней, приговаривают: Азак гана ялетым ончен код. Когда останавливаются, гроб ставят на табуретки, при подъеме гроба – табуретки роняют. С конца деревни гроб везут на кладбище транспортным средством.

На кладбище в день похорон, с утра копают могилу друзья и соседи, но не близкие родственники умершего. Вход на территорию кладбища - с откупом, кладут кусочек хлеба за правый столб ворот. Размеры могилы определяют мерной веревкой. Для этого мерной веревкой отмеряют ширину гроба у изголовья умершего, завязывают узел, затем отмеряют длину гроба, режут веревку. На кладбище эту веревка протягивают по месту будущего захоронения и в трех местах зарубают топором. Зарубины делает сын умершего, близкий ему родственник, либо кому наказал умерший. Глубина могилы 2-2,5 метра, длина – по длине гроба, ширина – 1-1,5 м. На дне могилы делается углубление размером чуть больше гроба.

 Подгон досок на могилеВетки, прутики, метлаКостерСвечка, платочек и блинчики на могиле

По приезду на кладбище похоронной процессии, один из провожающих заходит на кладбище и бросает 2 кусочка хлеба по обе стороны ворот для адских собак: «Хорошего человека привезли, не пугайте, возьмите в рай».

Перед захоронением тела в могилу бросают монеты, чтобы "откупить землю" для покойного. Голова умершего направляется на север, чтоб покойный мог видеть рассвет. Зачитывают прощальную речь. Перед спуском лицо умершего приоткрывают 3 раза, чтоб умерший попрощался с белым светом. Гроб опускают на полотенцах. После спуска гроба полотенца, веревки (нитки), положенные поперек тела выбрасывают на вырытую из могилы землю. Полотенце забирают домой, а нитки разрезают и каждому желающему накручивают на запястье. Эту веревку на запястье нельзя подвязывать, она держится на запястье до момента обрыва или утери. Гроб накрывают крышкой, заколачивают гвоздями, на "окошко" гроба кладут серебряную монету - взятка судье. В могиле поверх углубления по ширине могилы ставят 3 дубовых лага, поверх лагов по длине могилы кладут доски, поверх досок сейчас выстилают пленку, на котором обмывали покойного. В некоторых деревня (Субханкулово) поверх гроба лаги не кладут, а доски выстилают по ширине могилы.

Владыка Киямата, хозяйка земли. Пришло время и вы забрали _____. Пусть земля ему будет пухом. Если он согрешил и не искупил вину, как Вы решите, пусть так и будет. Мы не можем Вам перечить. Отпускайте его/её на праздники в мир живых, не отлучайте его/её от умерших родственников. Покажите ему/ей всю вселенную. Пусть будет в раю. Кияматтора-Кияматсавуш, Мланде ава, Жап шуын, ___ поген налда. Кийыме вержым пушкыдо ыштыза, мамык гай пушкыдо ашныза. Изи сулыкыш пурен гын, язык деч эрнен огыл гын, могай ойпидышым ыштеда, мом каласеда, ме тореш лийын огына керт, ойда дене келшена. Пайрем шумо годым йуаш-кочкаш колтыза, колышо шочшыж влак дене икверыш ыштыза, ойырен ида колто. Туняште мо уло – чыла ончыктен коштыктыза. Узьмакыште илыже.

Участники похорон бросают в могилу по три горсти земли, затем могилу закапывают. Лопаты из руки в руки передавать нельзя, их бросают на землю, затем подбирает следующий закапывающий. С обеих сторон могилы ставят березовые прутики. После того как вся земля засыпана, на поверхность могилы кидают монеты, затем необходимо подмести метелкой, чтобы дома у умершего был порядок. Дети могут собрать монеты. Подобранные детьми монеты нельзя заносить домой, на них обычно по пути домой покупают сладости. Участники похорон по кругу по часовой стрелке обходят могилу три раза. На могиле, со стороны головы умершего, накрывают скатерть, кладут блины, зажигают свечи (заготовлены заранее), поминают, просят умершему света и всех благ в ином мире. После поминок на могиле оставляют остатки пищи и посуду. После выхода с кладбища один из провожающих должен показать дорогу на ближайщий родник или речку усопшему. По этой дороге умерший будет ходить за водой.

В прошлом над могилой ставили легкий сруб из суживающихся кверху трех венцов, символизирующий крышу над "домом" умершего.

На кладбище оставляют, вещи, используемые при подготовке гроба и копки могилы. Обычно же сани и телеги по возвращении с похорон на 3 дня оставляют на улице возле ворот. Лопаты, топор и пр. инструменты на 3 дня оставляют на усадьбе умершего.

После похорон все провожающие возвращаются в дом покойного. Дома зажигают одну свечку. Те кто не может прийти на поминки, должен подойти к свечке и положить ломтики блина, чтобы у умершего не опалились бока, когда будет париться в бане, «Могыржо когарга мочаш пурымыж годым». На трапезе всем людям, помогающим копать могилу дарят мыло и полотенце. Это полотенце нарезано с полотенца, которым опускали гроб.

_______________________________________________________________________

<--Загробный мир
-Похороны-
Поминки-->

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.