Происхождение праздников |
Финнские племена: Чудь, Весь, Меря, Черемись, Пермь, Муром, Мордва, Печора, Ямь, Лапонцы. Геродот финские племена называл Андрофагами, Меланхленами и Фиссагетами. Общеплеменное название финны – немецкое (означает болотное, низменное), Чудь – славянское, Суомалайн – своенародное. Финны отличались от славян изумительной дикостью, гнусной скудностью. Вести такой образ жизни финны считали блаженнее, чем трудиться на поле, строить дома. Безопасные от людей, безопасные от богов, финны достигли самого трудного - отсутствия желаний. Так появилась сказка о блаженных гипербореях. В 18 веке исследователи выделяют языковые группы - вотяки, мордва, чуваши, черемисы (в последствии марий, марийцы), эрзя, мокша.
По мнению Г. Н. Архипова первоначально на правом берегу Волги проживали городецкие племена, на основе которых впоследствии сформировались мордва, мурома, мещера. На левом берегу Волги жили азелинцы – предки удмуртов. Есть все основания предполагать, что марийский народ сложился в результате смешения городецких и азелинских племен. Марийцы и удмурты являются родственными народами. Род. Историки описывают, что каждое племя жил со своим родом, отдельно, каждый владел родом своим. Род означал всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных; Род означал и совокупность родственников и каждого из них; первоначально наши предки не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово «Род» также в смысле соотечественника, в смысле народа; для означения родовых линий употреблялось слово племя. Старшего в роде называли старец, жупан, владык, князь. Семейные отношения складывались только внутри одного рода. Появление брачного обряда похищения невесты, выкупа и приданного. Поскольку все семейные отношения складывались только внутри рода. Каждый род берег девушку для себя, для своих членов и не хотел уступить ее чужеродцам. А если члену одного рода на игрищах понравилась девушка с чужого рода, то чтоб взять ее в жены, ему необходимо было её похитить. Это похищение сеяло вражду между родами; род, оскорбленный похищением, мог одолеть похитителя и требовать удовлетворения, вознаграждения: это ведет к продаже; похититель, не дожидаясь войны, предлагает вознаграждение, на такое явление указывает свадебный обряд, сохранившийся и теперь. Вознаграждение не могло быть малым, поскольку число женщин в роду не велико, также у славян и других язычников был обычай многоженства, кроме того, нередко после смерти мужей жены следовали в могилу за мужьями. Так произошел обычай сватовства, брачный обычай и обычай давать выкуп за невесту – вено. При увеличении числа межродовых браков, плата за содержание девушки теряла свое значение. Если род отпускал девушку в чужой род, то в то же время он имел возможность приобрести жен для своих членов из чужого рода; в городах, где брак заключались с согласия родственников невесты, давался простор чувству родительской привязанности, которая желала не исключать своих дочерей из наследуемого имущества и, выходя из рода, брали свою часть, давая возможность лучшего существования в чужом роду – отсюда происхождение приданного. Происхождение языческих праздников. В древние времена все племена были язычниками, главным богом был бог Перун, он же Сварог. Язычники поклонялись явлениям природы, именно поэтому религиозные праздники отмечают во время весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Праздник зимнего солнцестояние – Коляда (праздник рождества Христова). Обряд праздника состоит в хождении славить божество и собирать подаяние для общей жертвы. Второй праздник отмечается в начале весны, но так как это время приходит на великий пост, то по принятии Христианства празднование перенесено на конец Светлого воскресенья. Итак, Масленица есть языческий весенний праздник. Встреча весны и проводы зимы в всех народов празднуется одинаковыми обрядами: употребляется заклинание весны с разными приветами: в образе чучела, которое впоследствии сжигается. Третий праздник – 23 июня – праздник Ивана Купалы. Обряд поклонения трем стихиям – солнцу и огню и воде. Солнце, дающее силу растениям, особенно усилена в этот день, это верование привело к обычаю собирать травы в летний праздник солнца и приписыванию им чудодейственной илы. С другой стороны, солнце дающее энергию растениям, дает его и воде – отсюда вера в целительность купания во время летнего солнцестояния. Зажигание костров необходимо для общения между людьми, ночных игр и для жертвоприношений; прыгание через костер означает обряд очищения организма. При вере в загробную жизнь естественно было прийти к тому, что душа умершего родоначальника и по смерти блюдет за благосостоянием народа. – отсюда происхождение духов покровителей. Покровителями выступали душа умершего родоначальника: щур, дед, прадед, пращур, отсюда же возникло выражение «Чур меня! Чур меня!». С усилением христианства «чур» преобразился в домового. Народ не мог понимать духовного существования за гробом и представлял души праотцов доступными для всех ощущений этого белого света; думали, что зима – время ночи, мрак для душ усопших, весной души восстают к новой жизни. В первый праздник новорожденного солнца. В первую Коляду, мертвые уже вставали из гробов и устрашали живых – отсюда и теперь время СВЯТОК считается временем странствия духов. Масленица – время поминовения духов, живые здороваются с усопшими, посещают их могилы. Считают, что души покойников встают во время поминовения и разделяют еду с поминального стола. Восставшие для наслаждения по весне души умерших – русалки – от слова русый, светлый, ясный. Русалки представляются прекрасными, но безжизненными и бледными. Огни. Выходящие из могил – огни русалок. Русалки до ТРОИЦЫ живут в водоемах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов водный путь считается проводником в подземное царство, поэтому и русалки появляются из воды. С Троицы до Петрова поста русалки живут на земле. В лесах, на деревьях. Человеку свойственно представлять умерших чем-то страшным, безобразным, поэтому русалок представляют в разных масках, нарядах. Так появляются водяные дедушки, лешие, кикиморы и прочие. В честь русалок устраивают русальные игры. У славян главным праздником русалок был СЕМЫК. В это время, в конце весны, совершались обряды по проводам русалок. Природными жертвенниками, алтарями для народов служили горы, скалы, камни огромной величины. Поскольку наша природа скупа на возвышенности и камни, зато щедра на естественные капища (шатры, навесы) – многоветвистые деревья: под ними и совершались религиозные обряды, приносились жертвы. В первое время жертвы приносились только умершим, а души умерших, как мы уже знаем, обитали в лесу на деревьях. Поэтому жертву начали подносить под деревьями. Дерево, по преимуществу дуб освящалось, становилось предметом благоговейного уважения, как местопребывание богов, куда они стекались для принятия жертв.
Христианство. Первым славяном, принявшим христианство была Ольга – жена Олегова Игоря, княжившего в 912-945 годах. Ольга, став воспитателем Святослава - старшего сына Игоря, княжествовала до совершеннолетия Святослава. Ольга приняла христианство в 957 году. Всеобщее распространение христианства среди славян началось при княжении Владимира Святославовича – третьего сына Святослава – сына Олегова Игоря. Владимир принял христианство примерно в 988 году в г. Корсуня. По приезду в Киев сразу крестил своих сыновей и близких людей. Вслед за этим велел ниспровергнуть языческие идолы. Затем приступил к обращению Киевского народа. Многие с радостью крестились, но немало было и тех, кто не соглашался креститься. Видя это князь употребил средство посильнее, всем неверующим наказал поутру идти на берег реки и войти в воду по шею. А с берега священники на берегу читали молитвы и крестили всех. Для замены языческих жертвоприношений князь Владимир устраивал большие праздники с созывом бесчисленного множества народа. Так праздники по случаю религиозных торжеств имели тогда важное значение – они заменяли народу празднества языческие. Позднее вместо Коляды народ сходился праздновать Преображение (священие церкви Преображения в Василеве). Языческие боги в народе стали Христианскими святыми: Перун стал Ильей-пророком, Велес – покровитель скота – Власием. Церковь включила в число христианских главные языческие праздники. Язычество было вытеснено христианством в область народной культуры. Сохранилась вера в домовых, леших, русалок.
_______________________________________________________________________
|