Посещение молодыми родственников

 

После благоприятного вхождения в новую семью, невесте необходимо было восстановить утерянные родственные связи. Начальным действием восстановления является посещение молодыми родственников, в первую очередь они навещают посаженых, а потом невестиных родителей. Невеста не может появляться в доме своих родителей, пока не сходит в гости к посаженой матери, здесь примечательна обратная последовательность посещения: невеста уходила от родителей к посаженым, от них в дом мужа. Теперь же, после того, как ее приняли в семью мужа, она налаживает контакты в обратной последовательности. Молодые ездили либо одни, либо со свекровью, возможно потому, что цель этих посещений была иная – установление добрых отношений. Послесвадебные посещения родственников носили спокойный, в чем-то даже интимный характер и были направлены на установление и укрепление родственных связей между новобрачными и родственниками с обеих сторон.

Перед уходом со свадьбы, в данном случае в воскресенье, посаженая мама приглашает невесту к себе на следующий четверг ‒ кугарня водын. У марийцев по средам и пятницам нельзя делать крупных работ по дому, как то уборка, стирка. Поэтому в четверг вечером моются в бане с тем, чтобы в пятницу отдыхать. Пятница соответствовала воскресенью русских. Четверг с марийского языка переводится как маленькая неделя перед великим днем (изи арня; изарня), а пятница (арня кече, кугарня) – большая неделя, что соответствовало воскресенью у русских. Воскресенье будет рушарня – русская неделя, что говорит об источнике заимствования и подчеркивает, что это день русских в сознании марийцев.

К посаженой матери невеста шла без мужа, только со свекровью, сюда «невеста в последний раз надевала свадебный костюм». В доме посаженых собирается узкий круг родственниц без мужей, то есть, приняв невесту в новый род, теперь происходит приобщение к новой гомогенной социальной группе, объединенной по половому и родственному признаку. Думаем, что здесь «обучали» молодую, как вести себя с мужем, с родителями и новыми родственниками, одним словом, приучали к новому семейному укладу. Такие посиделки перекликаются с «беседами» русских Поветлужья, где пелись песни, загадывались двусмысленные загадки.

Родители невесты должны сами пригласить молодоженов и родителей жениха в себе в гости, через месяц, полтора – они считались ончыл уна (передовые, лучшие гости). Обычно это делалось по осени, когда резали скотину и сельскохозяйственные работы были завершены. Это посещение было более многолюдно, собирались родственники, соседи, все те, кто участвовал на проводах невесты. Молодые привозили с собой подарки для родных невесты, гостинцы: пару гусей, впивки, каравай хлеба, чак-чак, сладости. Угощая всех гостинцами, молодые должны были пропеть всем песни, опять-таки, если невеста не могла или не хотела, то она могла «нанять» кого-нибудь для этого за подарки или за деньги ‒ наливали рюмку, и кидали туда монету. Те, кому посвящали песни, дарили молодым деньги.

Для разделки гусей назначают двух опытных людей, которые соревнуюяст делят каждую тушу на 33 части, в шутку приговаривая – что-то хозяйка у вас нож не режет, что означало, «налить выпивку».

Впервые после свадьбы молодые получали разрешение петь и плясать. Гулянье зачастую продолжалось до утра, теперь молодые также участвуют в гуляниях по деревне заходя в гости к приглашающим. Поутру теща стряпает блины, и опять собираются гости, сегодня уже мама невесты поет всем песни; потом опять продолжаются гулянья по родственникам. К вечеру мама невесты варит кашу с гусятиной – каша здесь тоже служит знамением окончания праздника. Для родителей жениха мама невесты складывает кöстенеч мешак (мешок с гостинцами), с такими же девятью наименованиями продуктов, с которыми пришел жених забирать невесту. К этому мешку, по мере возможностей, родители невесты старались передать новой семье дочери вещи, необходимые для ведения хозяйства, оставшуюся часть приданого – кузык, как то самовар, посуда, ведра и даже скотину и др. Даже такая шутка есть: в то время, когда молодая невеста приходит в родительский дом кочерга с лопатой для сажания хлеба в печку, дрожа, стоят и думают: «Лишь бы нас не отдали» ‒ «Ӱдыр унала толмо годым кöрвечыште тулвондо, кинде кольмо чытырен шогат: «Ынде мемнам гына пуэн огыт колто гын»». Эти дары передавались свекрови, включались в общее хозяйство, или, если молодые жили отдельно, то способствовали разведению своего хозяйства.

В некоторых районах Башкирии молодожены оставались на некоторое время у родителей невесты. Так, в Нуримановском районе мать невесты стелила им постель на своей перине, и через три дня менялись перинами. Такое послесвадебное краткосрочное проживание у родителей невесты известно не только у финно-угорских народов, но и у тюркских народов.

Молодых провожали до дома жениха несколько пар родственников невесты и гармонист – почеш толшо (пришедшие вслед) или поч-влак (хвосты). Родители жениха встречали гостей, подаренную скотину запирали в хлев, в посуду и хозяйственный скарб, который привезла невеста, свекровь клала по монете, якобы выкупая их. Ведра в дом заносили не пустые, а наполненные водой, чтоб «пустыми» не жили (яра ынышт иле). Теперь гулянье продолжалось у родителей жениха, потом – у соседей и заканчивалось у родителей невесты, куда гости со стороны невесты привозили гостинцы от родителей жениха.

_______________________________________________________________________

<--Смена прически и головного убора
-Свадьба-
Смена имени и статуса -->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.