Смена прически и головного убора

 

Смена прически и головного убора являлись одним из центральных моментов в старинном свадебном обряде марийцев. По приезде невесты в дом жениха ее одевали в «женское платье», в «бабье снаряженье» с особым головным убором. Ранее шапочку такия, сменяли на äкäй или шыҥашовыч – остроконечный тюрик являлся преобладающим видом восточномарийского женского головного убора. Тюрик – это прямоугольный, сплошь вышитый кусок холста, верхняя часть которого сшивалась, образовывая остроконечный нос, на который нашивалось несколько монет. Расшивался тюрик красными и черными нитками в виде геометрического орнамента, украшался бисером, лентами и монетами, характер узора отличался у молодой марийки и взрослой. Прическа менялась в соответствии с головным убором: волосы делили на два пучка, один на макушке, а второй на затылке. Остроконечная часть надевалась на передний пучок, на втором пучке крепилась центральная часть убора, а конец свободно свисал, поверх äкäй женщины завязывали платок.

В более ранние времена у восточных марийцев обряд смены головного убора во время свадьбы замечается слабо. Иногда меняли головной убор через некоторое время после свадьбы – такию снимала сама свекровь: «такия сÿмырымаш» (скидывание такии). Или бывало, что после рождения первого, или даже 3‒4 детей, и тогда в повседневной жизни женщина использовала платок, но по праздникам и в общество выходила еще в свадебном головном уборе. На современных свадьбах традиционного характера стараются быстрее поменять убор, поэтому перед уходом посаженая мама снимала его. Для этого она клала подушку на стоящий посередине комнаты стул, усаживала на него невесту и, снимая шапочку, приговаривала: «Чтоб не носила тяжестей в жизни» (ÿмыр мучко нелым нумалын ит кошт). Некоторые мамы обсыпали голову деньгами – чтобы деньги водились. Иногда смена убора происходила после свадьбы, когда невеста шла впервые в гости к посаженой маме, тогда она в последний раз надевала свой свадебный костюм. На сегодняшний день головным убором замужней женщины является обычный фабричный платок, который после свадьбы она снимает и в обыденной жизни уже не носит.

В традиционной культуре, после смены убора, она не могла появляться в обществе, участвовать на родовых праздниках без головного убора. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой, хотя до замужества они повязывали лишь ленту с монетами и ходили с неприкрытой головой. Этот факт мешал ему «измерить их головы. Нужно было удалить из комнаты всех мужчин, и тогда только они соглашались снять шапочку с головы». Ношение головного убора замужней женщиной имеет как магическое, так и социальное значение. Социальное значение вытекает из обычаев полового табу, когда после заключения брака «половые отношения считаются допустимыми только между состоящими в этом браке лицами» и теперь «ее социально-жизненная роль определялась лишь материнством». Другими словами, женский головной убор служил маркером социального статуса. «Замужняя стыдится, особливо в присутствии своего тестя показывать открытую голову; но тотчас покрывает оную сукном или рукою, когда с них спадают шапки, чтобы их видеть». Покрытие (укрывать, хранить) маркирует принадлежность, теперь только муж мог видеть волосы жены, также как и другие части тела: локти, колени, даже босые ступни. Магическое же значение покрывания волос основывается на представлениях о необходимости защититься от сглаза, оберегать и прятать волосы, в противоположном случае пугали тяжелыми родами.

Таким образом, смена головного убора символизировала собой переход из категории девушек-невест в категорию замужних женщин, а также приобщение девушки именно к этому роду, признание ее членом этой семьи. Укрывание замужней женщины волос в обоих своих значениях, в целом, было направлено на маркировку ее нового состояния и защиту ее, как необходимого условия для продолжения рода.

_______________________________________________________________________

<--Испытание молодой жены
-Свадьба-
Посещение молодыми родственников -->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.