Арапа |
Арапа - коллективное моление на поле, посвященное началу сева яровых культур. Праздник арапа отмечали на следующую среду после праздника Кугече. Праздник арапа в последний раз отмечали в 1950-х годах. Сельское (советское) руководство всячески порицало проведение религиозных мероприятий. В качестве запретительных мер использовали школьные линейки, собрания в клубе. Образцовое празднование арапа проводили в с. Акбарисово в 1990гг. Для празднования Арапа в каждой деревне имелось строго отведенное место за пределами улиц деревни. Арапа представляет собой совместные ритуальные кушания на природе. Арапа в д. Мещерево проводили на месте нынешней заправки, между МТП и зданием конторы. К празднику народ готовит блюда: квас, яйца, эгерче, Уяча, когыльо. В день празднования сборщик (погышо) подворно обходит дома и собирает деньги, платки, полотенца и продукты: крупу, яйца, молоко, масло, чай, хлеб соль и пр. Если сборщику подают продукты, то он благодарит хозяев: «Пусть Светлый Великий Бог даст вам светлую жизнь, изобилие хлеба, изобилия скотины». Другая группа мужчин собирала подворно дрова и складывала на место проведения праздника. На следующий день незамужние девушки, помывшись в бане и одев чистое белое белье из собранных продуктов готовят праздничный обед. В одном большой казане готовят сборный суп из круп, а в другом – омлет. Затем мальчики по всей деревне зазывают на обед. Жители деревень, каждый со своими тарелками, чашками и ложками приходят на обед. Вместо стола и скамеек использовали солому. Рассаживаются в один ряд, сначала более уважаемые люди, затем мужчины, женщины и дети. Перед обедом кумалтыш павай (жрец) читает молитву. В молитве помимо прочего освящается семена. В маленькое ведерко или в котелок собирают немного каши и яйца. Это ведерко должны унести ловкие и смелые мужчины, а девушки с ведрами. наполненные водой бежали за ними, чтобы облить их водой. Некоторые ребята забежав на гору, смотрят - эти парни играют роль ворон. Проводятся различные игры и спортивные соревнования. Таким образом день подходит к концу. На ночь молодежь остается у костра, стараясь сохранить огонь костра. Существовало поверье, что злые силы (вувер кува-баба-яга) может украсть огонь из костра. В качестве злых сил могли быть ребята с соседних деревень. Утеря огнива предвещало неприятности этой деревне. На следующее утро молодежь с утра песнями под гармошку будила деревню. Заново собирали продукты уже для следующего праздника – праздничного моления в воскресенье. _______________________________________________________________________
|