Моления |
Между праздниками Куэче и Семык марийцы проводили обряды моления.
В первое воскресенье после Куэче – Тлӓк кече - марийцы, соблюдая правила дня моления, купаются в бане, пекут блины и одев белую одежду собираются к определенному времени в доме муллы-кумалтыш павай (чоклышо павай). Все принесенные с собою угощения раскладывают на стол, в доме остаются мужчины (иногда и женщины), дети и женщины стоят на пороге и на улице. Кумалтыш павай читает молитву. Затем женщины заходят в дом, меняются своими угощениями и забирают все домой. Дома эти угощения съедаются в кругу семьи. На следующей неделе в среду отмечается Арапа. В первое воскресенье после Арапа марийцы снова собираются (с блинами) на коллективное моление на место проведения праздника Арапа. Еду раскладывают на скатерть. Люди рассаживаются в один длинный ряд, перед обедом кумалтыш павай читает молитву. Кроме молитв по праздникам, у кумалтыш павай и молитв на праздник арапа марийцы приносили в жертву барана на специальных Кусото - дубовых рощах. У каждого рода имелось свое молитвенное дерево. Жертву приносили Два раза в год летом и зимой, иногда жертвовали еще по мере надобности. Последние моления и жертвоприношения марийцы Шаранского района производили в 1950-1960 годах. _______________________________________________________________________
|