Свадьба в доме невесты – йумаш

 

 

Договорившись о размере калыма, обе стороны договаривались о времени проведения йÿмаш – пир, попойка, который проходил в доме невесты. Невеста приглашала своих родственников и соседей на ÿдыр арака йÿашпропивать девичью водку, тем самым подчеркивалось, что этот пир организовывают родители невесты. В свою очередь, приглашенные теперь должны были помогать в организации свадьбы, а подруги в приготовлении приданого.

В этот день жених и его отец, сват и саус (савуш) – дружка жениха, приезжали в дом родителей невесты с гостинцами ‒ кöстенеч (кустанащ) мешак (мешок с гостинцами), который обязательно содержал хлеб и выпивку, остальные продукты добавлялись в зависимости от возможностей семьи. Этот мешок должен содержать 9 разных видов продуктов ‒ хлеб, блины, водка, сахар, соль, чай, мясо, крупа, сладости. В этот же день жених отдавал либо весь, либо часть калыма. Перед началом пира родственники жениха должны сами опробовать привезенные с собой водку и гостинцы, чтобы не было порчи. Родителей жениха хозяева пытались напоить допьяна. Во время пиршества друзья жениха угощают гостей брагой – пӱрö, которая преподносится в ковше – особенность свадеб восточных марийцев – это является примером добродушия и гостеприимства. Если на раннем этапе не произошел дарообмен, то он происходит на этом этапе, так отец невесты мог подарить жениху «рубашку и халат бумажный, пояс шерстяной и новую сатиновую тюбетейку, пару сапог и перину с головными подушками». Родители жениха дарят подарки матери невесты - платок, тувыраш – материал для платья.

После угощений совершалось моление, молитву произносил либо отец невесты, либо специально приглашенный мулла (карт). Вообще, все присутствующие взрослые дают благословение на брак – сугынь, где желают им благополучной и дружной совместной жизни – тату илаш. Просили у Бога, чтобы дал им здоровья (тазалык), счастья (рыскалык), богатства (поянлык), достаток в хозяйстве (кудывичан лияш), девятерых сыновей, семерых дочерей (индеш эрге, шым ӱдыр), а также, чтобы невеста слушала свекровь и мужа (кугузатым да кугетым колышшан лий). Выслушав все пожелания, молодые, а также саус и сват обходят стол по солнечному кругу три раза. Этим же действом невеста прощалась с домом родителей, этот пир был последний праздник в ее еще незамужней жизни в доме родителей, поэтому она была в свадебном костюме, который она оденет еще на свадьбу в доме жениха. Из дома родителей жених перевозит невесту на «свою территорию», то есть к посаженым родителям, где невеста могла находиться достаточно длительное время. Ни в это время, ни в некоторое время после свадьбы в доме жениха невеста не может иметь контактов со своими родителями, поэтому невеста с плачем и причитаниями прощается с родителями, кланяясь им в ноги. Она выходит из дома, держась за край полотенца, подаренного мужу ‒ Значение - отголоски брака похищением, когда жених, связав девушку, силком уводил с собой, другое значение - качество протяженности полотенца здесь используется в значении связи между женихом и невестой, также держание за полотенце исключает соприкосновения голыми руками ‒ чтобы «голо» не жили. В некоторых местностях девушка не сразу садилась в повозку, жених или саус ее три раза ударяли кнутом – ныне оҥгырым, прогоняя, таким образом, от невесты ее духов покровителей (керемет). У каждого рода имеется свой покровитель, поэтому целесообразно отказаться от старого покровителя, перед тем как вступить в новый, у которого свой керемет. Также ударением кнутом и выводом девушки за полотенце приводили героя ритуала к переходному состоянию, выражающееся пассивностью и униженностью.

Уходя из дома, невеста забирала с собой часть приданног – кузык: перину-тӧшак (ныне матрац), две подушки, одеяло, вещи для дарения (чиктыме нäстä), сундук. Остальную часть забирают после свадьбы. Также из дома родителей невесты выносили большую подушку, которую укладывали на сидение жениха и невесты, эта подушка будет сопровождать невесту во время всех остальных свадебных церемоний. Свита жениха выходила из дома не беспрепятственно, молодежь деревни невесты препятствовало этому: закрывали выезд, удерживали лошадь, преграждали путь. Жених со своими родственниками воспринимается как представитель «чужого» пространства, который лишает данную родственную группу «рабочей руки», поэтому он должен им так же компенсировать эту утрату. Жених откупался гостинцами, выпивкой и деньгами. Данное действие представлено и на сегодняшних свадьбах, но имеет уже игровое значение.

Таким образом, йӱмаш, есть свадьба на стороне невесты. На этом этапе жених представляется всем родственникам невесты, он их угощает, то есть включается в эту группу, располагает их к себе с тем, чтобы благоприятного «вывести» оттуда их единицу – невесту. Жених поэтапно компенсирует родственной группе нанесенный ущерб, после чего невеста окончательно отделяется.

_______________________________________________________________________

<--Калым
-Свадьба-
Посаженные родители-->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

 

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.