Свадебные костюмы |
Одежда выполняет функцию защиты человека от воздействий окружаю щей среды, помимо этого, она также выполняет религиозно-магические, символические и эстетические функции. До середины XIX века костюмы восточных марийцев мало чем отличались от костюмов других групп мари. Но близкое соседство с тюркскими народами способствовало преобразованию костюма восточных мари, но при этом женский костюм сохранил больше традиционных элементов. Так, традиционный белый цвет костюма восточных марийцев уходит, и на смену приходят пестрая одежда. Однако белая холщовая одежда сохранялась как обрядовая, в частности использовалась во время свадьбы. В силу того, что традиционный покрой рубашки был туникообразный, широкое значение имел пояс, помимо элементарной функции подпоясывания он имел также практическое и культовое значение. Пояс и полотенце, очевидно имеющие историческую общность (ср. кушак), означает соединение, протяженность, завязываемость. Поэтому в традиционном костюме восточных мари представлены поясные полотенца – шовыч и шиянÿштö, если первый вид состоит из полотенец и пояса, то второй вид представляет собой комбинацию пояса с пришитыми, богато украшенными узкими полотенцами. Практическое применение этих поясных полотенец видно в том, что одно из них невеста дарит будущему мужу, а одно оставляет себе и хранят их до конца своих дней. Невеста вышивала полотенца в качестве подарков родне мужа, а также брала с собой в приданое, чтобы развешивать во время праздников в доме мужа, а также каждая молодая в первый год проживания в новой семье должна была жертвовать полотенце в честь весеннего праздника пашни ага-пайрем. Таким образом, непосредственная связь полотенца и пояса прослеживается и сегодня, так невеста повязывает полотенца жениху и его дружке так, чтобы концы его свисали как концы пояса. В данном значении поясные полотенца имеют охранительную и объединяющую функцию, именно эти функции выступают определяющими у многих народов, у славян, у башкир и тюркоязычных народов пояс имел также и усилительное значение. Одной из важных частей свадебного костюма невесты является легкая распашная одежда типа кафтана – ош шовыр. Это белая холщовая рубашка, туникообразного покроя орнаментированная вышивкой, которая надевалась поверх платья. Так невеста была одета до прихода к ней жениха на ÿдыр модыш, перед самым же приходом жениха, она надевала еще поверх и черный кафтан – пешмет или йылян, таким образом, показывая свой переход в новый статус. Второй тип кафтана отличает от первого цвет ‒ черный и качество ткани ‒ фабричная ткань. Стоит отметить, что порядок надевания невестой этих кафтанов повторяет очередность вхождения в употребление, так белый холщевый кафтан это исконно марийский вариант, а пестрая или из однотонной ткани появляются с распространением фабричных тканей и расширения контактов с тюркскими народами ‒ покрой и название передают это. Отличительным элементом костюма восточномарийской невесты является шапочка такия. «Это шапочка полусферической формы. Ее шили из холста, обшивали фабричной тканью. Поверхность ее сплошь украшалась нашитыми монетами, бисерной сеткой и бусами, иногда вышивкой. Подобная шапочка в качестве девичьего головного убора известна у тюркоязычных народов Поволжья (башкир, татар, чуваш), у которых восточные марийки ее заимствовали». Из украшений на невесте были парные околоушные подвески пылыш тенге (букв. ушные монеты). Это украшение «представляет собой две ленты с нашитыми чешуеобразно сверху вниз монетами (от 5-6 до 9-10). Оно было массивным и свешивалось на грудь. В верхней части подвесок имелись петли для ушей и тесемки для связывания концов на голове». Еще одним массивным украшением невесты является сога (ворот) – «это кусок ткани, украшенный чешуеобразно нашитыми монетами, бисером, пуговицами, ужовками, позументом и бахромой, с двумя тесемками для завязывания на шее». Также в свадебной обрядности использовался платок – солык – белый холщовый с вышивкой, но ранее это «было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из трех полос холста ‒ «пыргенчык», «вÿргенчык», ныне используют белый фабричный с кистями. Так, в течение свадьбы марийская девушка меняла свой головной убор три раза: с девичьего (головная повязка или платок) на невестин (такия), и на убор замужней женщины. В иных семьях, в связи с тем, что не сразу надевали головной убор замужней женщины, женщины повязывали платок на повседневность, а свадебный убор по праздникам. Мужской национальный костюм наиболее рано потерял свои особенности из-за более широких социальных контактов мужской части населения. Мужская рубашка не отличалась по крою от женской. Первоначально была распространена белая холщовая рубашка орнаментированная вышивкой, постепенно стали носить пеструю. Рубашка подпоясывалась длинным поясом с кистями. На сегодняшний день наиболее полно мужская рубашка сохранилась у уральских марийцев. Белые холщовые рубашки, штаны и мужские кафтаны сегодня функционируют лишь в виде обрядовой одежды. Из особенностей костюма жениха можно выделить обязательное наличие головного убора на всех этапах свадебного периода и полотенце, повязанное на груди крестом и завязанное на спине или на поясе. На сегодняшний день, когда играют свадьбу традиционного характера, цвета костюма невесты сохраняются традиционные (белые платье и кафтан, поверх черный кафтан), материалы используют фабричные, легкие, орнамент вышивки цветочный и является ярким украшением подола платья. Участницы свадьбы приходят в традиционной одежде, подпоясанной передником. Необходимо отметить, что подол платья восточномарийской женщины испытал особую эволюцию, если до середины XIX века подол украшался геометризированным орнаментом, потом постепенно вышивка заменилась лентами, тканым узором и оборками. То в последнее время, вышивка стала возвращаться на подол марийского платья орнаментальными формами растительного характера, выполненного гладью – это стало одним из результатов интенсификации контактов с марийцами республики Марий Эл. Стало популярным носить платья из ярких, блестящих синтетических материалов с цветочной вышивкой. На голову повязывают фабричный платок. Жених на свадьбу надевает фабричный костюм, рубашку и шляпу, костюмы остальных мужчин строго не регламентированы. Таким образом, все элементы свадебного костюма участников свадьбы были наделены символическим смыслом и несли в себе не только защитные функции от воздействия окружающей среды и магического воздействия, но также показывали особое положение, статус и его изменения. _______________________________________________________________________
|