Участники свадьбы

Центральными фигурами марийской свадьбы являлись жених и невеста, вокруг них разворачивалось все свадебное действо. Однако они играли пассивную роль, так как не руководили совершением различных обрядов. Все вертелось вокруг них. На самой свадьбе невеста и жених настолько пассивны, что даже рта не раскрывают, за них делают, говорят другие, представители их свиты. Так, во время сватовства за жениха говорят сваты, а за невесту – ее родители. Затем от имени жениха говорит саус, а от имени невесты – ее подруги. Такая пассивность не уникальна в традиционной марийской свадьбе. Таким поведением жених и невеста лишаются основных качеств живого человека. То есть человек умирает в «старом» качестве и возродится уже в «новом». Таким образом, пассивность молодых в целом, и молчание в частности есть выражение идеи умирания в одном качестве для возрождения в другом качестве, то есть их переходного состояния.

Главные действующие лица свадьбы – ватан (суанвуй, карт кугыза), савуш (саус), кугу веҥе, музыканты, запевалы (суан вате, суан марий), карт вате, ончылан шогышо (ончылан шичше).

Ватан (он же Суанвуй, Карт кугыза) – глава свадьбы - руководит свадьбой, следит за дисциплиной и порядком, читает молитву как в доме невесты, так в доме жениха. Часто функции сÿанвуй сравниваются с функциями тысяцкого на русских свадьбах. Ватану помогает его супруга, часто выступает в роли Суан вате.

Саус (савуш) – дружка, заводила игр, песен и плясок. В день свадьбы саус осуществлял связь брачующихся сторон, от имени жениха приглашал родственников на свадьбу, производил выкуп в доме невесты, танцевал во время ÿдыр модыш, забирал приданое, расчищал путь молодым при входе в дом жениха. Для поддержания порядка держит в руке кожанную плеть и колокольчик-оҥгыр, кнут, через плечо домотканное полотенце с узорами. Савуш в такт музыки звонит колокольчиком и поддерживает ритм музыки, выступает своеобразным защитником жениха и невесты. Таким образом, саус своими действиями и подручным средством воздействовал на невесту и противостоял колдовству и возможной порче на свадьбе ‒ выступал своеобразным защитником жениха и невесты. Эти функции роднят его с дружкой из русского свадебного обряда. Вместе же саус и кугу веҥе брали на себя функции жениха, тем самым подчеркивая переходность его состояния выражающееся в пассивности, молчании и в неупотреблении пищи.

Кугу веҥе – дословно старший зять. У марийцев имеется обычай выставлять на свадьбе мнимого жениха, его называют Кугу веҥе. Кугу веҥе играя роль жениха запутывает злые силы и отвращает злые чары недобрых людей. Кугу веҥе должен постоянно находиться рядом с женихом, он первым пробует предлагаемую жениху еду, напитки, первым входит в дом посаженных родителей, садится вместе с женихом за стол, принимает угощения. Он, как и жених, не участвует в развлечениях.

Не менее важную функцию играли и музыканты на свадьбе. Из гостей их приглашали одними из первых, и всю свадьбу они были на почетных местах. В свою же очередь на протяжении всей свадьбы они должны были играть на гармони (тальянке) и тÿмыр (барабан). Раньше еще широко была распространена игра на волынке (шÿвыр). Музыка должны была разноситься постоянно, как звенят сбруйные бубенцы свадебного поезда у русских Поволжья, а на марийских свадьбах – тальянка, оснащенная колокольчиками, звоночками, на ней играли на всем протяжении свадьбы и даже движения свадебного поезда.

Большая часть участников свадьбы делилась на сÿан вате (свадебные женщины-запевалы), сÿан марий (свадебные мужчины-запевалы). Их функция сводилась исполнению обрядовых песен родителям молодых, родственникам, участникам свадьбы. Так же как и музыканты, они должны были на протяжении всей свадьбы петь. Запевалами на свадьбе могли быть люди средних лет, сÿан вате не может быть женщина, у которой есть внуки. Обычно это были супружеские пары, которые на свадьбе, вплоть до завершения ритуала делились по половому признаку на две группы, символизировали два начала: мужское и женское, которые соединяются в браке, но до окончания праздника только жених и невеста, в силу своей инаковости, находятся в паре. Так было и в начале XX века, поэтому столы накрывают в доме жениха отдельно для женщин ‒ «ÿдырамаш тöр» и для мужчин ‒ «пöръеҥ тöр» или накрыты буквой «П», где на правой стороне сидели мужчины, а на левой женщины.

Среди сÿан вате выделяется карт вате (от татарского слова старший, голова) наиболее старшая женщина, в ее функции входило руководство запевалами-женщинами, а в доме у посаженых родителей следить за свадебным процессом. Главным отличием карт вате должен быть возраст и костюм: нагрудное украшение сога и на плечах платок с кистями. Суан вате для подъема гостей - суан тарваташ использует веретено, на веретено при помощи кольца крепится платок. Обычно ее мужа назначали карт кугыза

Сÿанлан тольым, картлан тольым,

Картлан толмемланат ÿкынышым.

Картлан толмемлан ом ÿкынö –

Суртозаже мыйым сийлалеш.

Пришел на свадьбу, пришел тысяцким,

За то, что пришел тысяцким, раскаялся.

Что пришел тысяцким, не раскаюсь –

Хозяин семьи меня щедро угощает.

Принимать гостей в доме жениха, встречать молодожен, провожать их в спальные покои помогает ончылно шогышо (ончылан шичше) – это родственница жениха, моложе его, которая каждому входящему разливала и подносила квас. Эта девушка не участвует в свадебной процессии, ее функции распространяются только в доме жениха. Исходя из ее основной функции, следует интерпретировать ее название так – ончылно шогышо – впереди стоящая, то есть та, которая всех встречает и подает им квас. У невесты же есть своя ончылно шогышо или пÿрö üÿктыше – та, которая поит квасом, которая помогает ей во время собирания и во время девичника, она в дом жениха уже не идет. То, что эта девушка – подруга невесты, отражено в фольклоре, где представлены две оппозиционные группы: друзья жениха в лице сауса, и подруги невесты в лице ончылно шогышо.

Коҥа ÿмбалне кугу пырыс

«Мия-Мия» манылда

Ончылно шогышо ÿдырнаже

«Сауслан мием» манылда.

На печке кошка большая

Мяу-мяу говорит

Красавица наша девушка

За дружку пойду, говорит.

_______________________________________________________________________

<--Посаженные родители
-Свадьба-
Свадебные костюмы-->

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

© 2012 Шаранские марийцы. Все права защищены.

Разработка сайта MD.