Девичник - удыр модыш |
Девичьи игры это момент прощания девушки со своей половозрастной группой. Девичник восточных марийцев начинался ближе к вечеру, пока в доме жениха готовятся к свадьбе, невеста готовиться на девичьи игры. На место проведения девичника отправляется невеста со своими подругами и с посаженой мамой. В традиционной культуре было принято проводить девичьи игры, как и молодежные посиделки, в арендованных домах, причем платой выступало обещание, предоставить свой дом для девичника в следующий раз, в советское время девичники стали проводить в клубах. Особенность девичника заключается в пассивности невесты и ее близких подруг, так они не танцевали, для этого нанимали девушек и парней, которые пели и танцевали под музыку гармониста. Невеста танцовщиц одаривала платком, а гармониста и танцовщиков полотенцем, посаженая мама благодарила монетой, но чтобы ее получить, нужно было выпить стакан кваса, или какого-нибудь спиртного напитка, на дне которого и лежала монета. Постепенно на звуки музыки и веселья стягивался деревенский народ, которых также угощали блинами, квасом. Значение ÿдыр модыш такова: невеста находится в группе своих подруг – сверстников, которые устраивают ей последний праздник в ее незамужней жизни. Она сама не танцует, не ест, не участвует в празднике, тем самым показывая свою уже не причастность к данной половозрастной группе, а, учитывая ее переходное состояние, данная пассивность символизирует ее умирание в старом качестве перед возрождением в новом. Данное поведение восточномарийской невесты отчасти напоминает предсвадебные причитания невесты у мордвы и у русских. В это время в доме посаженых родителей происходит гуляние, туда прибыл жених со своей свитой. Пуртымо ава идет в клуб к невесте, и предупреждает, что пришел за ней жених, и она должна встряхнуть (почкаш) свой шовыр. Невеста со своими подругами выходила на улицу, встав лицом к восходу солнца, снимала кафтан, встряхивала и заново одевала, затем снова садилась на свое место. Выход на улицу, смена пространства и смена (обновление после встряхивания) одежды - это отделение, удаление от своей половозрастной группы и подготовка к вхождению в другой коллектив. Пока свита жениха угощается дома у посаженых родителей, жених со своими ближайшими помощниками ждет пуртымо ава, которая вручала саусу кружку кваса, и после этого, они с женихом и кугу веҥе шли на девичник. Придя на девичник они, в последовательности: саус, с кружкой кваса в руке, жених и кугу веҥе, проходили за стол, где их ждали невеста с подружками. Саус передавал квас невесте и сам шел в пляс, жениху квас наливала ончылно шогышо, и он оставался рядом с невестой. Саус должен протанцевать три круга, а кугу веҥе в это время всех поит квасом. Проделав это, они подходят к столу и уводят жениха обратно в дом посаженых родителей. Такой маршрут они должны проделать три раза, и на последний раз с ними на девичник приходят несколько пар сÿан вате, к приходу которых невеста уже готова: накидывает на голову белый платок с кистями, одевает черный кафтан (шем пешмет) поверх белого. Основные участники ритуала саус, жених, невеста, кугу веҥе, ончылно шогышо, именно в такой последовательности, проходят три круга вокруг стола и направляются в дом посаженых родителей, тем самым символизируя продолжение разворачивания ритуала и отделение от группы сверстников. Троекратное переступание порога дома, где проходит девичник, невесты непосредственно связан с идеей порога и включением в новое общество с целью вывода из него одного члена: переступают порог и спрашивают у невесты ее согласия, и так три раза, убедившись в ее согласии, они забирают ее с собой. А употребление при этом кваса согласуется со свойством «укрепления» согласия невесты посредством жидкости (кваса, алкоголя). Одеваемый перед окончательным отделением черный кафтан, рассматриваем как подтверждение символической смерти девушки, а многослойность ее одежды наталкивает на аналогию с многослойностью покрывал в гробу. Укрывание невесты платком - пережиток брака умыканием, или элемент защитной магии, защищающий невесту, однако покрывало обладает и профилактическим свойством ‒ защищает от опасности исходящей от невесты, временно пребывающей в «ином». Возможно, переодевание в черный кафтан и закрывание платком пришло из свадебной обрядности соседних мусульманских народов. У марийцев других групп подобный девичник назывался ÿдыр ончыл йÿмö (последний прощальный пир невесты) и проводился вечером, накануне свадьбы. В этот вечер она со своими подругами ходит по своим родственникам и поет песни, в которых она прощается с ними, при этом зачастую со слезами. Думаем, такие песни с плачем и девичник перед свадьбой есть влияние русских традиций. _______________________________________________________________________
|